Согласно информации, опубликованной в Молодом коммунаре, туляки обязаны уплатить налоги за 2025 год до 1 декабря 2026 года. Уведомление о начислении налогов должно быть направлено не позднее 10 октября 2026 года через личный кабинет ФНС, систему «Госуслуги» или заказным письмом. Важно отметить, что пенсионеры и предпенсионеры имеют возможность получить полное или частичное освобождение от имущественного, земельного и транспортного налогов.
Имущественный налог
Пенсионеры освобождаются от уплаты налога на один объект каждого типа: жилой дом, квартиру, комнату, гараж, хозяйственную постройку до 50 кв. м, мастерскую или студию. Ключевым условием является то, что данная недвижимость не должна использоваться в коммерческих целях. Кроме того, освобождение от налогообложения распространяется на объекты, расположенные в зонах с режимами чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или контртеррористической операции, если в отношении жителей было принято решение об эвакуации.
Если у пенсионера есть несколько объектов одного типа, льгота применяется только к одному из них на выбор, о чем необходимо уведомить ФНС до 31 декабря текущего года. На остальные объекты действуют вычеты: 20 кв. м от квартиры, 10 кв. м от комнаты, 50 кв. м от дома.
Земельный налог
Что касается земельного налога, то участки площадью до шести соток освобождаются от налогообложения. Если участок превышает эту площадь, налог начисляется только на площадь, превышающую шесть соток. Местные власти имеют право устанавливать дополнительные льготы для пенсионеров. Освобождение от уплаты налога также касается участков, находящихся в зонах с режимами чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или контртеррористической операции при эвакуации.
Транспортный налог
Льготы по транспортному налогу устанавливаются региональными властями. Если у пенсионера имеется несколько транспортных средств, подпадающих под действие льготы, она применяется к одному из них на выбор владельца. Для ветеранов боевых действий с 2022 года предусмотрена федеральная льгота на одно транспортное средство, которая предоставляется автоматически на основании данных Социального фонда. Военные пенсионеры, не имеющие статуса ветерана, обязаны уплачивать налог на общих условиях.
НДФЛ
Государственные пенсии (страховая, накопительная, военная), социальные доплаты, путевки от работодателя, лечение за счет компании, компенсация морального вреда по решению суда, а также подарки и материальная помощь от работодателя в пределах 4 тыс. рублей в год освобождаются от НДФЛ. Облагаются налогом негосударственные пенсии (если взносы платил работодатель), доходы от аренды, продажи недвижимости (13% при доходе до 2,4 млн руб. и 15% – свыше этой суммы), проценты по вкладам сверх лимита, инвестиционные доходы, материальная помощь свыше 4 тыс. руб., неустойки и штрафы по решению суда.
Налог на вклады
Налог на вклады уплачивается с суммы, превышающей необлагаемый лимит. Формула для расчета: максимальная ключевая ставка ЦБ за год умножается на 1 млн рублей. Максимальная ставка определяется по значениям на первое число каждого месяца года. В 2025 году лимит составил 210 тыс. рублей (ставка 21%). Для вкладов, сроком более 15 месяцев, возможно перенести неизрасходованный лимит прошлых лет.
Налог с продажи квартиры
Пенсионеры уплачивают налог с продажи квартиры на общих основаниях. Исключениями являются случаи, когда срок владения недвижимостью превышает 5 лет (3 года для наследства), продажа осуществляется по цене ниже 1 млн рублей или по цене покупки с учетом расходов на новый объект.
Военные пенсионеры
Военные пенсионеры, помимо общих льгот, освобождаются от НДФЛ на военную пенсию, от взносов на обязательное пенсионное страхование «за себя» при работе в качестве индивидуального предпринимателя, а также от дополнительного взноса в 1% с доходов свыше 300 тыс. рублей в год, уплачивая только часть взносов на обязательное медицинское страхование. Кроме того, они не уплачивают государственную пошлину по имущественным искам к пенсионным органам до 1 млн рублей.
Налоговые вычеты
Пенсионеры могут воспользоваться налоговыми вычетами (например, за покупку жилья, лечение или обучение) только в том случае, если они работают или платят НДФЛ с других доходов, например, от сдачи квартиры. Сама пенсия в расчет не принимается. Социальный вычет за лечение неработающего пенсионера могут получить его работающие дети или супруг.
Как оформить льготы
ФНС получает часть данных автоматически. Если у пенсионера несколько объектов одного типа или льгота не была применена, необходимо подать заявление через личный кабинет на сайте ФНС (раздел «Каталог обращений» – «Оформить льготу») или в МФЦ до 31 декабря отчетного года. В случае, если налог продолжает начисляться, требуется подать заявление на перерасчет с приложением пенсионного удостоверения и выписки из ЕГРН. При отказе инспекции можно подать жалобу в вышестоящий орган.
Основные моменты о налоговых льготах для пенсионеров
Пенсионеры и предпенсионеры, включая тех, кто вышел на пенсию досрочно, освобождаются от налога на имущество (один объект каждого типа, не используемый в коммерческих целях), земельного налога (до 6 соток) и транспортного налога (в соответствии с региональными правилами или автоматически для ветеранов боевых действий). Налогом не облагаются государственные пенсии, социальные доплаты, материальная помощь до 4 тыс. рублей от работодателя и компенсация вреда здоровью. Облагаются аренда, продажа имущества, проценты по вкладам сверх лимита и инвестиционные доходы. Военные пенсионеры дополнительно освобождены от НДФЛ на военную пенсию, взносов на обязательное пенсионное страхование (для ИП) и государственной пошлины по искам до 1 млн рублей. Налог с продажи недвижимости уплачивается на общих основаниях (13% до 2,4 млн рублей, 15% – свыше), если срок владения меньше 5 лет (3 года для наследства) и нет зачетов расходов. Налог на вклады уплачивается с превышения необлагаемого лимита (в 2025 году – 210 тыс. рублей). Вычетами могут воспользоваться только те, кто платит НДФЛ с зарплаты или иных доходов. Часть льгот предоставляется автоматически, часть – по заявлению. Выбрать льготный объект при наличии нескольких нужно до 31 декабря текущего года.