Новости
11 августа 2017, 07:09

Многоцветье тульских изразцов

В Тульском историко-архитектурном музее (ТИАМ) работает выставка « Кафля . Изразец в Туле. XVII-XIX века». Корреспондентов газеты «Тула» с экспозицией ознакомила куратор выставки, заведующая образовательным отделом ТИАМ Мария Воронцова .

– В 2008 году в центре Тулы, на территории бывшего Успенского женского монастыря, археологи впервые обнаружили значительное количество изразцов XVII-XIX веков, – рассказывает Мария Воронцова. – Они напоминали изделия московских изразечников, однако специалисты предположили, что это продукция местного производства. Во-первых, в отличие от московских, красноглиняных, изразцы были сделаны из белой глины. Во-вторых, качество исполнения явно «не дотягивало» до столичного.

Пять лет спустя предположение о местном производстве подтвердилось: в тульском Заречье, на территории бывшей Гончарной слободы, археологи вскрыли производственный комплекс XVII-XVIII веков, насчитывающий 38 гончарных горнов. Два из них были доверху заполнены изразцами разной степени «годности». Также были найдены матрицы и пресс, применявшиеся при их изготовлении.

Предварительный анализ материалов из тульской Гончарной слободы позволяет датировать большинство изразцов концом XVII века. Известно, что столетие спустя, в конце XVIII века, в Туле работали три кафельных завода. Мастера по-прежнему ориентировались на столичный вкус, несколько огрубляя его.

В нашем городе существовали целые династии гончаров. Потомки некоторых из них вышли впоследствии в купеческое сословие. Генеалогические древа Киреевых, Добрыниных, Фоминых подготовил для экспозиции научный сотрудник ТИАМ, культуролог Вадим Касаткин.

Обычно изразцы продавались целым печным набором по 150-300 штук. В середине XVII века за них просили от двух до трёх копеек за изразец. Таким образом, стоимость печи доходила до 9 рублей и равнялась годовому доходу чиновника высокого ранга или офицера. Несмотря на дороговизну изразцовых печей, спрос на них был огромен. Они украшали дворцовые, церковные интерьеры и дома состоятельных горожан.

Печь состояла из нескольких ярусов. Нижний был самым широким. Переходы между ярусами оформлялись карнизами, поясками и валиками. Сложный орнамент превращал облицовку печи в цветущий изразцовый «ковёр». Срок службы печи – двадцать-двадцать пять лет. За это время прогорали даже самые качественные кирпичи, а ещё раньше – глиняные швы между ними. Пользоваться такой печью было небезопасно, поэтому её перекладывали, заменяя и изразцовую облицовку. Как всякий предмет роскоши, изразцовые печи меняли свой наряд, следуя за модой и «большими стилями»: ренессанс, барокко, ампир, модерн.

Ориентация на столицу не позволила местному изразцовому производству стать всероссийским «брендом» (подобно Ярославлю, Великому Устюгу и Калуге). Тульские гончары так и не «наработали» своего узнаваемого стиля.

На рубеже XIX-XX веков в Туле, как и во всей России, печи стали украшаться продукцией, изготовленной на фабриках западных окраин Российской империи (Витебск; Копысь Могилёвской губернии) и даже Мейсена (Саксония).

На выставке представлены изразцы XVII-XIX веков из фондов Государственного музея-заповедника «Куликово поле», ТИАМ, а также изразцы с клеймами из частного собрания Евгения Шевякова. Все предметы найдены в Туле и демонстрируются впервые. Значительная часть экспонатов обнаружена в ходе раскопок, которыми руководил заведующий археологическим отделом музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов.

Изразцами украшались не только печи. Во второй половине XVII века московские архитекторы начали активно использовать изразцы для украшения храмов, общественных зданий и боярских палат. Единственное известное в нашем регионе здание, фасады которого украшены изразцами, – церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Беломутово (территория «Федоровское» Привокзального округа Большой Тулы). Она была построена на рубеже XVII-XVIII веков. Изразцовая композиция проходит под карнизом по всему периметру здания. В годы советской власти храм был закрыт и к 1980-м годам пришёл в плачевное состояние. Недавно церковь подремонтировали, и ныне изразцы скрыты под слоем штукатурки. Три года назад были сделаны фотографии беломутовских изразцов, и их сегодня можно увидеть в экспозиции. Повторяющийся мотив этих изразцов – жёлтая ваза с цветами на бирюзовом фоне.

Юные любители интерактива на выставке могут собрать изразцовый орнамент беломутовской церкви из мозаики-магнитиков. Можно потренироваться и в раскрашивании черно-белых изразцовых орнаментов.

Выставка будет работать до 29 октября.

Наталия Кириленко, фото Юрия Нечаева

The following two tabs change content below. Опубликовано Последние публикации Газета Тула Общественно-политическая газета города Тулы. Главный редактор: Бирюк Сергей Сергеевич. Адрес: г. Тула, Бухоновский пр., д. 10а. Телефон: 8 (4872) 52-15-45Последние материалы: Газета Тула ( смотреть всё ) Многоцветье тульских изразцов - 10.08.2017 В Доме Крафта открылась выставка «Кафля. Изразец в Туле. XVII-XIX века» - 08.08.2017 В Туле продолжается ремонт дорог - 04.08.2017
comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg